I. Описание учебно-методического комплекса
1. Характеристика учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс включает в себя:

1. Формирование базы данных населённых пунктов Российской Федерации (143 тыс. населённых пунктов и более 20 тыс. муниципальных образований), включающей в себя наименование, вхождение в муниципальное образование и субъект РФ, тип, численность населения в динамике, геоданные (широту и долготу).

2. Создание интерактивной системы визуализации и анализа демографических данных на базе бесплатной версии российского программного комплекса DataLens от Яндекса, включающий в себя диаграммы, графики, таблицы, картограммы и картодиаграммы, с возможностью фильтрации данных и выгрузки их на устройство пользователя.

3. Разработка сборника типовых проектных заданий «Пространственный анализ социально-демографических процессов в регионах и населенных пунктах России», отвечающего требованиям к программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля, реализуемым в рамках проекта «Цифровые кафедры», в части проведения демонстрационного экзамена.

4. Разработка информационных и рекламных материалов для перспективных слушателей Цифровой кафедры по использованию разработанной базы данных, интерактивной системы визуализации и проектных заданий в интересах работодателей объемом не менее 0.2 печ.л.
2. Уникальные особенности учебно-методического комплекса

1. Учебно-методический комплекс: мы создаем сборник типовых проектных заданий «Пространственный анализ социально-демографических процессов в регионах и населённых пунктах России», который соответствует требованиям профессиональной переподготовки IТ-профиля и проекта «Цифровые кафедры». Эти задания помогут студентам освоить навыки пространственного анализа и решения реальных задач.

2. Развитие российского ПО: в основе учебного комплекса лежит интерактивная система визуализации демографических данных, созданная на базе российского программного комплекса DataLens от Яндекса. Система позволяет студентам работать с диаграммами, графиками, таблицами и картограммами, обеспечивая глубокое понимание данных и развивая навыки анализа.

3. Уникальная база данных: включает информацию о 143 тысячах населённых пунктах России, более 20 тысяч муниципальных образований, а также данные о демографической динамике, географических координатах и другие характеристики. Это делает базу данных незаменимым ресурсом для образовательных и исследовательских целей.

4. Практикоориентированный подход: проектные задания и система визуализации ориентированы на практическое применение. Студенты будут работать с реальными данными, что позволит им развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности и готовиться к реальным профессиональным задачам.

5. Информационные и рекламные материалы: мы разрабатываем материалы для потенциальных слушателей «Цифровой кафедры», демонстрирующие использование базы данных и системы визуализации в интересах работодателей. Материалы помогут привлечь новых участников и усилить их компетенции.

6. Подтвержденная актуальность и эффективность: наш проект направлен на решение актуальные проблемы демографического кризиса в России, особенно в «год семьи», и предоставляет простой и понятный инструмент для фильтрации и анализа данных.

2. Уникальные особенности учебно-методического комплекса

1. Учебно-методический комплекс: мы создаем сборник типовых проектных заданий «Пространственный анализ социально-демографических процессов в регионах и населённых пунктах России», который соответствует требованиям профессиональной переподготовки IТ-профиля и проекта «Цифровые кафедры». Эти задания помогут студентам освоить навыки пространственного анализа и решения реальных задач.

2. Развитие российского ПО: в основе учебного комплекса лежит интерактивная система визуализации демографических данных, созданная на базе российского программного комплекса DataLens от Яндекса. Система позволяет студентам работать с диаграммами, графиками, таблицами и картограммами, обеспечивая глубокое понимание данных и развивая навыки анализа.

3. Уникальная база данных: включает информацию о 143 тысячах населённых пунктах России, более 20 тысяч муниципальных образований, а также данные о демографической динамике, географических координатах и другие характеристики. Это делает базу данных незаменимым ресурсом для образовательных и исследовательских целей.

4. Практикоориентированный подход: проектные задания и система визуализации ориентированы на практическое применение. Студенты будут работать с реальными данными, что позволит им развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности и готовиться к реальным профессиональным задачам.

5. Информационные и рекламные материалы: мы разрабатываем материалы для потенциальных слушателей «Цифровой кафедры», демонстрирующие использование базы данных и системы визуализации в интересах работодателей. Материалы помогут привлечь новых участников и усилить их компетенции.

6. Подтвержденная актуальность и эффективность: наш проект направлен на решение актуальные проблемы демографического кризиса в России, особенно в «год семьи», и предоставляет простой и понятный инструмент для фильтрации и анализа данных.

II. Описание проектной части учебно-методического комплекса
1. Цель проекта


Разработать интерактивную онлайн-систему визуализации и анализа демографической динамики (дашборда) с использованием инструментов геоинформатики применительно ко всем 143 тыс. населённым пунктам России, свыше 20 тыс. муниципальных образований, 85 субъектов РФ, 8 федеральных округов.

2. Задачи проекта:

1. Формирование уникальной базы данных всех населённых пунктов России, включающей в себя наименование, вхождение в муниципальное образование и субъект РФ, тип, численность населения в динамике по результатам 4 последних переписей населения (2010 и 2021 годов), геоданные (широту и долготу), а также иные характеристики.

1.1. Выгрузка доступных данных демографической статистики, запросы в территориальные органы статистики для поиска недостающих данных;

1.2. Сведение данных переписей населения 2010 и 2021 годов в единую базу данных;

1.3. Поиск и присвоение геоданных (широты и долготы) каждому населённом пункту России, а также подготовка файлов координат границ субъектов РФ, муниципальных образований и федеральных округов;

1.4. Сверка полученной базы данных, оформление патента на результаты интеллектуальной деятельности.

2. Создание общедоступного дашборда демографических данных с использованием российского IT-продукта Yandex.DataLens, использующего собственный язык программирования, который будет включать в себя диаграммы, графики, таблицы, картограммы и картодиаграммы, с возможностью фильтрации данных и выгрузки их на устройство пользователя.

2.1. Унификация полученной базы данных, приведение её формата и атрибутов в соответствии с требованиями платформы;

2.2. Разработка дизайна дашборда, подбор оптимальных средств отображения данных;

2.3. Публикация дашборда, оптимизация в соответствии с обратной связью пользователей платформы.

3. Описание проекта

Проект посвящен созданию интерактивной онлайн-системы с открытым доступом, обеспечивающей простую и быструю выгрузку набора интерактивных графиков, таблиц и карт с отображением демографических данных России в различных разрезах административно-территориального устройства. Реализация проекта основана на решении двух основных задач:

1) Формирование уникальной базы данных всех населённых пунктов России, включающей в себя наименование, вхождение в муниципальное образование и субъект РФ, тип, численность населения в динамике по результатам 2 последних переписей населения (2010 и 2021 годов), геоданные (широту и долготу), а также иные характеристики.

2) Создание общедоступного дашборда демографических данных с использованием российского IT-продукта Yandex.DataLens, использующего собственный язык программирования, который будет включать в себя диаграммы, графики, таблицы, картограммы и картодиаграммы, с возможностью фильтрации данных и выгрузки их на устройство пользователя.

4. Актуальность проекта

Усугубляющийся демографический кризис в России выявил проблему бессистемности мер демографической и миграционной политики. Данная проблема обусловлена отсутствием простого и понятного инструмента работы с демографической статистикой, её анализа и прогноза. Современное понимание «управления на основе данных» предполагает наличие такого инструмента в руках лиц, принимающих решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако, на сегодняшний день такой инструмент отсутствует.

Тематика исследования во многом носит междисциплинарный характер. Исследования в области системы расселения, «опорного каркаса расселения», классически относятся к социально-экономической географии (географические науки), региональной экономике (экономические науки) и экономике народонаселения и демографии (экономические науки). Данное исследование предлагается рассматривать в контексте формирующейся междисциплинарной подотрасли демографии: пространственная демография. Поскольку данное направление институционально относительно новое, используемые классические исследования, методы и подходы также носят междисциплинарный характер.

Классические исследования экономической теории в области пространственного и социально-экономического развития территорий (размещения производственных сил) представлены, прежде всего, работами таких авторов как: А. Вебер, В. Кристаллер, В. Лаунхардт, А. Леш, А. Смит и И. Тюнен. Они разработали первоначальный методический и терминологический аппарат, элементы которых используются в настоящее время.

К основным зарубежным исследователям проблематики систем расселения в контексте региональной экономики в XX в. относятся: И. Валлерстайн, Д. Джиббс, П. Кругман, Р. Флорида, Дж. Фридманн и П. Хаггет. Они разработали и представили модели расселения, определив основные закономерности размещения населения и взаимосвязи социально-экономических процессов и трансформации системы расселения.

Отечественные исследователи также внесли значительный вклад в исследование региональной экономики и систем расселения. В частности, Е.Г. Анимица, А.Г. Гранберг, Ю.Г. Саушкин и А.Т. Хрущёв разработали используемые до сегодняшнего дня теоретические концепции в области «территориальной организации населения», систем расселения, теории и практики размещения производственных сил.

К исследователям, внёсшим наибольший вклад в формирование и развитие методологии «опорного каркаса расселения», относятся: Н.Н. Баранский, В.Г. Давидович, О.А. Константинов, О.К. Кудрявцев, Г.М. Лаппо, И.М. Маергойз

Е.Н. Перцик, П.М. Полян, Ю.Г. Саушкин и Б.С. Хорев. Названные авторы разрабатывали и модернизировали методику, применяли её на практике, а также активно участвовали в процессе государственного строительства. Они являются не только теоретиками, но и практиками трансформации системы расселения СССР.

5. Методы исследования

Добиться концептуально новых для отрасли знания результатов удастся за счёт использования современных инструментов работы с данными. Численность населения в населённых пунктах известна и доступна по итогам каждой предшествующей переписи населения. Однако работа по сведению воедино нескольких разнотипных баз данных, каждая из которых насчитывает около 150 тыс. строк - это задача, решение которой стало возможным только с развитием современных автоматизированных инструментов обработки больших данных. Информация о географическом положении населённых пунктов (широта и долгота) также являются общедоступными, однако только сейчас появилась реальная возможность соединить все эти данные воедино и производить моделирование системы расселения.

В исследовании будут использованы инструменты геоинформатики для визуализации социально-экономических данных, а также построения транспортных коридоров и зон транспортной доступности. Синтез методов географии, экономики и демографии позволит по-новому взглянуть на населённые пункты, динамику их развития и взаимоотношения внутри системы расселения.

6. Основные планируемые результаты реализации проекта:


1) Будет сформирована уникальная база данных всех населённых пунктов России, включающей в себя наименование, вхождение в муниципальное образование и субъект РФ, тип, численность населения в динамике по результатам 2 последних переписей населения (2010 и 2021 годов), геоданные (широту и долготу), а также иные характеристики.

2) Будут создан общедоступный дашборд демографических данных с использованием российского IT-продукта Yandex.DataLens, использующего собственный язык программирования, который будет включать в себя диаграммы, графики, таблицы, картограммы и картодиаграммы, с возможностью фильтрации данных и выгрузки их на устройство пользователя.

6. Основные планируемые результаты реализации проекта:

1) Будет сформирована уникальная база данных всех населённых пунктов России, включающей в себя наименование, вхождение в муниципальное образование и субъект РФ, тип, численность населения в динамике по результатам 2 последних переписей населения (2010 и 2021 годов), геоданные (широту и долготу), а также иные характеристики.

2) Будут создан общедоступный дашборд демографических данных с использованием российского IT-продукта Yandex.DataLens, использующего собственный язык программирования, который будет включать в себя диаграммы, графики, таблицы, картограммы и картодиаграммы, с возможностью фильтрации данных и выгрузки их на устройство пользователя.

III. Образовательный потенциал учебно-методического комплекса

1. Преимущества использования нашего проекта в практике университетского образования:


1. Обучение на основе реальных данных: наш дашборд предоставляет доступ к реальным демографическим данным, охватывающим все населенные пункты России. Это позволяет студентам учиться на основе реальных сценариев и анализировать актуальные тенденции в области демографии, экономики, менеджмента и туризма.

2. Интерактивные инструменты для изучения: дашборд предоставляет интерактивные инструменты визуализации данных, такие как диаграммы, графики, таблицы и карты. Это позволяет студентам визуализировать и анализировать демографическую информацию в различных контекстах и разрезах административно-территориального устройства.

3. Поддержка учебных курсов и исследований: дашборд может быть интегрирован в учебные курсы по различным дисциплинам для иллюстрации и визуализации теоретического материала. Кроме того, студенты могут использовать его для выполнения заданий, написания курсовых работ и подготовки исследовательских проектов.

4. Подготовка к профессиональной деятельности: работа с реальными данными и использование современных инструментов анализа и визуализации являются важными навыками для будущих специалистов мирового уровня. Дашборд может помочь студентам развить эти навыки и подготовиться к профессиональной деятельности в соответствующих сферах.

5. Поддержка научных исследований: доступ к широкому спектру демографических данных может стимулировать студенческие научные исследования и проекты. Студенты и преподаватели могут использовать дашборд для проведения исследований по различным аспектам демографической динамики во взаимосвязи с иными социо-эколого-экономическими процессами.

2. Основные направления подготовки специалистов, для которых этот материал будет незаменим:

Основные:

  • Экономика (ФЭТ)

  • Бизнес-информатика (ИТМБ)

  • Менеджмент (МКИ)

  • Туризм (ТиГ)

Междисциплинарные:

  • Демография.

  • Государственное и муниципальное управление

  • Геоданные и геоинформационные системы

1. Экономика:

  • Анализ региональной экономики: студенты могут изучать демографические данные различных регионов России и анализировать их взаимовлияние на экономические показатели, такие как ВВП, безработица, уровень жизни и другие.

  • Исследование демографических трендов и прогнозирование: студенты могут использовать демографические данные для прогнозирования долгосрочных тенденций в экономике, таких как изменение спроса на товары и услуги в связи с изменением состава и численности населения.

  • Оценка влияния демографических факторов на рынок труда: анализируя динамику населения и его структуру, студенты могут исследовать трудовые ресурсы территорий, включая прогнозирование трудовой миграции и динамики занятости.

    2. Бизнес-информатика:

  • Работа с дашбордом: студенты смогут практиковаться в разработке и адаптации дашборда, как одного из наиболее востребованных современных инструментов бизнес-анализа.

  • Разработка бизнес-аналитики: студенты могут использовать данные из вашей базы для создания бизнес-аналитики, помогающей компаниям принимать решения на основе демографических показателей, таких как целевая аудитория, рыночные тенденции и распределение потребительского спроса.

  • Прогнозирование рыночных трендов: с помощью данных о демографии студенты могут разрабатывать модели прогнозирования рыночных трендов и понимать, как изменения в структуре населения могут повлиять на спрос на продукты и услуги различных отраслей.

    3. Менеджмент:

  • Управление персоналом: анализируя демографические данные о составе рабочей силы в различных регионах, студенты могут изучать стратегии управления персоналом, адаптируя их под изменяющиеся потребности и ожидания сотрудников.

  • Маркетинг и продажи: студенты могут использовать демографические данные для разработки маркетинговых стратегий и анализа целевой аудитории, что поможет оптимизировать распределение ресурсов и повысить эффективность маркетинговых кампаний.

    4. Туризм:

  • Исследование туристического рынка: студенты могут анализировать демографические данные о туристических потоках и предпочтениях, чтобы понять, какие группы населения являются ключевыми потребителями туристических услуг, и разработать соответствующие маркетинговые стратегии.

  • Развитие туристической инфраструктуры: анализируя данные о населении и его распределении, студенты могут определить потенциальные рынки для развития туристической инфраструктуры и предложить стратегии её улучшения и развития.

  • Охват населения в пределах транспортной доступности: дашборд демографических данных позволяет студентам анализировать количество и состав населения, находящего в определённом радиусе и времени в пути от объекта туристической инфраструктуры.

    5. Демография:

  • Анализ динамики населения: студенты могут использовать данные нашей базы для изучения динамики изменения численности населения в различных регионах России и факторов, влияющих на эту динамику.

  • Исследование демографических процессов: с помощью дашборда студенты могут анализировать такие демографические процессы, как рождаемость, смертность, миграция и структура населения, что поможет им лучше понять демографическую ситуацию в стране.

  • Структура расчленения: студенты смогут выделять наиболее перспективные и бесперспективные территории, агломерационные центры и опорные населённые пункты, определять закономерности трансформации системы расселения.

    6. Государственное и муниципальное управление:

  • Принятие управленческих решений на основе данных: студенты могут использовать демографические данные для принятия управленческих решений в области социальной политики, развития инфраструктуры и административного управления на основе потребностей населения и реального будущего территорий.

  • Мониторинг социально-экономических показателей: анализ демографических данных позволит студентам отслеживать социально-экономические тенденции и изменения в структуре населения, что важно для эффективного управления на государственном и муниципальном уровнях.

    7. Геоданные и геоинформационные системы:

  • Пространственный анализ демографических данных: студенты могут использовать геоданные и геоинформационные системы для проведения пространственного анализа демографических данных, что поможет выявить пространственные паттерны и взаимосвязи между демографическими и географическими характеристиками.

  • Разработка картографических продуктов: студенты могут создавать карты и картографические продукты на основе демографических данных, что поможет им визуализировать информацию и делать ее доступной и понятной для широкой аудитории.